Почему первоклашка не хочет идти в школу? Первые школьные проблемы
12.02.2012, 11:34
Почему первоклашка не хочет идти в школу? Первые школьные проблемы
- Не хочу! – кричит первоклашка на пороге школы. А мама тащит его за
руку и пытается не то уговорить, не то запугать. А потом долго они стоят
около класса в ожидании, что ребенок успокоится и пойдет в класс.
А в другой школе другого города в это самое время идет с мамой за руку
другой первоклашка, шмыгая носом, и слезы тихо капают из его глаз. Но
идет.
Замечали Вы когда-нибудь такую ситуацию? Может, Вы и не замечали, если
это не коснулось Ваших родных или друзей. А учителям такую картину
приходится наблюдать из года в год.
Почему? Почему ребенок не хочет идти в школу? И родители сразу начинают
паниковать: учитель плохо относится, придирается, дети обижают,
старшеклассники издеваются, портфель тяжелый, уроков много, не интересно
в школе… Таких причин можно придумать множество… И большинство из них, к
сожалению, в оправдание этого школьника – замучили ребенка.
И невдомек многим взрослым, что в большинстве случаев причина одна – ребенок не приучен трудиться, делать то, что НАДО.
Когда 1 сентября красивые и нарядные первоклашки шли в школу, то все им
было новым, интересным. Большая школа, где много интересных
кабинетов, громкие звонки, разные учителя и множество детей, новая
парта, портфель с тетрадками, книжки с картинками, карандаши, а самое
главное – не надо спать днем! И все эти прелести в одной новой школе.
Красота!
Но, к сожалению, все новое быстро перестает удивлять новизной и
становится привычным. И уже к концу сентября новая школа стала обычной,
такой привычной, каждый день одинаковой. И надо ходить туда каждый
день, сидеть на уроке молча, все время делать то, что говорит учитель, а
не то, что хочется.
Хочется рассмотреть картинки в Букваре, а учитель требует смотреть на
доску. Хочется писать в прописях, а учитель не разрешает, требует
прописывать букву в воздухе. Хочется рисовать самолетик, а учитель
почему-то говорит, что рисовать надо домик. Нельзя громко топать,
нельзя кричать, нельзя петь на уроке письма, нельзя полежать и съесть
пирожок на уроке, но ведь ХОЧЕТСЯ!
И школьное НАДО никак не может состыковаться с ХОЧУ. И вот тут-то
многие дети понимают, что школа – это не так интересно, как казалось.
Что здесь надо работать, делать то, что совсем не хочется, делать
трудную и неинтересную работу. И появляется «НЕ ХОЧУ В ШКОЛУ!»
А вот как дальше будет развиваться ситуация, во многом зависит от нас,
родителей. Если родители начинают искать причину в школе, учителе,
одноклассниках, то это ничего хорошего в будущем такому ребенку не
принесет.
Причину этого «НЕ ХОЧУ» поищите сначала в своем доме. Ответьте сами себе на вопросы:
• Соблюдает ли ребенок режим дня?
• Общаетесь ли Вы с ребенком ежедневно? Интересуетесь школьными
делами? Закрепляете школьный материал? Читаете Вы ребенку на ночь?
• Приучаете ли Вы ребенка к самостоятельности? Что он делает по
дому? Есть ли у него постоянные поручения: заправить кровать, вынести
мусор, убрать свои игрушки и вещи?
• Умеет ли Ваш ребенок слушать взрослых? Выполняет ли он Ваши просьбы и поручения с первого раза?
• Готов ли Ваш ребенок к школе? Он умеет слышать и выполнять
требования? Он может выразить свою мысль, о чем-то попросить, что-то
рассказать?
• Умеет ли он общаться со сверстниками? Играет ли он с другими детьми во дворе без ссор и скандалов?
И только ответив на эти вопросы, можно задуматься о взаимоотношениях в
школе. Как правило, причина этих «НЕ ХОЧУ» находится не в школе, а
дома.
Задумайтесь, почему остальные дети ходят в школу спокойно, без скандалов
и истерик? Возможно, остальные старше и уже понимают, что есть слово
«НАДО» от которого никуда не деться. Может быть, другие дети более
подготовлены к школе в психологическом плане. Они знают и понимают, что
пришли в школу учиться, работать и надо выполнять требования школы. У
этих детей есть дома поручения, и дети привыкли их выполнять, значит,
есть чувство ответственности за свои поступки.
Посмотрите на эту проблему с другой стороны. Скажите, а взрослые всегда
с радостью идут на работу? Практически каждый взрослый был в ситуации,
когда страшно не хотелось идти на работу. Кто-то, в таком случае,
берет больничный, кто-то, скрепя сердце, идет потому, что «НАДО», а
кто-то и уходит с работы. Каждый находит свой способ решения проблемы.
Школа – это взрослая жизнь в миниатюре. Это такая же работа – тяжелая,
монотонная, далеко не всегда интересная и приятная. Это социальная
среда, где надо уметь учитывать интересы других детей, находить с ними
общий язык, а этому тоже надо учиться.
P.S. Если Вы хотите помочь своему ребенку преодолеть школьные проблемы,
ищите причину внутри семьи. В большинстве случаев она находится там.
Учите ребенка приспосабливаться к окружающей среде.
Вы не в силах изменить окружающий мир, но можете изменить свое отношение к нему и научить этому ребенка.